Десять, двадцать или даже тридцать лет назад, маркетологи добивались успехов без помощи технологий, которые есть у нас сегодня. Это удивляет и поражает. Но для некоторых то время кажется более простым: было меньше каналов коммуникаций, которыми следовало управлять. И уж точно не было миллиона аббревиатур, которыми нужно оперировать. CMS, CRM, ERP – сокращения, которые плотно вошли в современный бизнес-словарь, но вот такие слова, как MDM, PIM, PXM, DAM, MRM – это еще не совсем понятные продукты.
Порой кажется, что сегодня существуют решения, которые помогут с любой маркетинговой задачей. Технологии приносят такие преимущества, как эффективность, сокращение ручной работы, безопасность бренда и масштаб. Остается только разобраться, какое из решений подойдет лучше всего. В этой статье мы поделимся тремя важными технологиями, которые часто путают — DAM, PIM и MRM.
В этой статье мы ответим на следующие вопросы:
- Что такое система DAM (управление цифровыми активами)?
- Что такое система PIM (управления информацией о продукте)?
- Что такое система MRM (управление маркетинговыми ресурсами)?
- Признаки того, что вам нужна DAM-, PIM-, MRM-система
Что такое система DAM?
Система DAM (с англ. Digital asset management – управление цифровыми активами) – это платформа, которая позволяет управлять, безопасно хранить и делиться цифровыми медиаактивами. Если конкретно – видеоклипами, изображениями, аудиозаписями, документами из одного единого хранилища.
DAM изначально были частью ECM-систем или Enterprise Content Management (управление корпоративными информационными ресурсами). С повышением спроса на ПО для хранения больших объемов медиаданных и необходимостью их массовой обработки, DAM стал самостоятельным классом систем. И хотя изначально DAM предполагалась для хранения только визуальных форматов файлов, постепенно системы «обросли» и поддержкой документов.
Полностью передать глубину и ценность DAM-систем невозможно без термина «метаданные». Метаданные (о них мы рассказывали в статье) обладают информацией об активе. Они позволяют осуществлять поиск в огромном медиа архиве. Например, благодаря метаданных из нескольких похожих файлов можно выбрать «согласованный» к использованию.
На рынке существует множество DAM-решений, которые предлагают разные возможности: от встроенных редакторов изображений до распознавания лиц, объектов, текста.
Однако все решения удовлетворяют основным требованиям технологии digital asset management:
- Хранение
DAM позволяет хранить цифровые активы в безопасном централизованном месте. Благодаря надежным возможностям поиска пользователи могут быстро и легко найти то, что им нужно. Больше не нужно копаться в «захламленных» общих дисках и беспокоиться о том, что вы используете устаревший или неактуальный файл.
- Управление правами
С помощью DAM можно увеличить прозрачность бизнес-процессов, связанных с медиа, упростить согласования и защитить свой бренд от правового ущерба с помощью разрешений и защиты авторских прав.
- Распространение
С DAM становится возможно делиться ссылками на актив с коллегами, партнерами и соавторами, а также создавать подборки (коллекций). Кроме того, можно публиковать свой контент на цифровых каналах с помощью встраивания изображения. DAM автоматически обновит контент при ребрендинге или в случае обновления информации (например, при продлении акции, баннер с датой обновится на сайте, мобильном приложении, соцсетях, цепочках рассылок и т.д).
- Измерение
Благодаря DAM вы точно знаете, кто использует ваш контент, а также когда, где и как. Определите наиболее эффективные цифровые активы, чтобы перенаправить бюджеты и ресурсы на создание контента с высокой рентабельностью инвестиций.
- Обогащение
DAM-системы могут обогащать ресурсы метаданными, например, при помощт систем искусственного интеллекта. Благодаря этому ресурсы обладают большей ценностью.
Не путайте DAM с…
MAM, с англ. Media asset management – платформа для управления медиаактивами. MAM сосредоточены на медиаресурсах, таких как изображения, видео и аудиофайлы. Это более узкое направление DAM-систем, которое поддерживает специфические функции, например, хранение и загрузку файлов больших размеров или метаданные, оптимизированные для мультимедиа.
Что такое система PIM?
Система PIM (с англ. Product information management – управление информацией о продукте) – это технологическое решение для сбора, управления и обогащения информации о продуктах. Система позволяет распространять ее по каналам продаж и электронной коммерции.
Если копнуть немного в историю появления этих систем, то нужно пояснить еще одно сокращение – MDM с англ. Master data management или управление мастер-данными. Это единая платформа для хранения информации о продуктах, клиентах, адресных справочниках. PIM-система — это MDM-система с данными только о продуктах и т.д.
Как и в случае с DAM-системой, решения различаются от поставщика к поставщику. Однако большинство систем PIM предлагают:
- Сбор информации
C PIM-системой легко собирать информацию о продукте от различных поставщиков, источников и поставщиков данных. Это могут быть артикулы, информация о складских остатках, сведения о поставщиках, спецификации, варианты и условия доставки, фото, видео продуктов и аудиофайлы). Это очень похоже на функциональность DAM. Однако хранение данных ограничивается только информацией по продукту.
- Обогащение
Создавать описания продуктов, систематизировать каталоги продуктов и переводить информацию о товарах на несколько языков с PIM-системой становится проще. В дополнении все обновления происходят в режиме реального времени. Поэтому ваши каналы продаж — торговые площадки, дистрибьюторы, розничные и оптовые торговцы – получат доступ к полной и точной информации о продуктах.
- Распространение
PIM позволяет делиться актуальными каталогами продуктов с партнерами и каналами продаж. При этом можно настроить экспорт только с теми атрибутами продуктов, которые им нужны. Например, вы можете создать атрибут 3-модели для Wildberries, но не передавать его для Ozon; или передавать для российских площадок атрибуты только на русском, а для Amazon – на английском.
В чем разница между PIM и DAM?
Хотя системы DAM и PIM имеют несколько похожие возможности, на самом деле это разные системы, которые используются для разных целей.
PIM-системы обрабатывают информацию о продукте компании и о том, как она отображается в каналах продаж и сбыта. Эти каналы включают социальные сети, сайты электронной коммерции, а также печатные СМИ. Основная функция PIM-систем – следить, чтобы вся информация о продукте была актуальной с визуальными материалами высокого качества. По сути, PIM-система это продвинутый «справочный портал» о продукте, благодаря которому клиенты принимают правильное решение о покупке.
DAM-системы отвечают за управление всем цифровым контентом компании. DAM гарантирует, что все соответствующие файлы, включая фотографии, видео, документы и презентации, хранятся в структурированном виде. Это достигается за счет чтения метаданных, редактирования и обогащения метаданных.
Даже если вы не можете вспомнить заголовок файла, вы можете найти его, используя различные параметры, такие как описания, геометки или любые встроенные метаданные (подробнее в статье). Кроме того, метаданные можно автоматически обогащать благодаря системам искусственного интеллекта, таким как автотегирование, распознавание лиц, объектов, текста и т.д. Это значительно облегчает поиск.
Основная цель DAM – повысить ценность цифрового актива, позволяя находить, получать доступ, использовать файлы и делиться ими. DAM – это инструмент коллективной работы с более широким инструментарием, таким как встроенные редакторы, конверторы форматов файлов и др..
В заключении: DAM и PIM это разные продукты, которые дополняют друг друга. Именно поэтому существует множество интеграций между популярными DAM и PIM системами.
Что такое система MRM?
Система MRM (с англ. Marketing resource management управление маркетинговыми ресурсами) – это решение для эффективного управления всеми процессами в маркетинге: в их числе бюджетирование, планирование и согласование рекламных кампаний, отслеживание авторских прав на креативы, создание отчетности.
Системы MRM охватывают следующие маркетинговые процессы:
- Планирование
Отчет о всех маркетинговых мероприятиях поможет эффективно распределять ресурсы и бюджеты. Опирайтесь при планировании на исторические данные, учитывающие детальное расходование бюджета.
- Рабочие процессы
Управляйте процессами и согласовывать проекты людей и процессы, необходимые для реализации инициативы от концепции к реальности. Организуйте процессы, отслеживайте прогресс, просматривайте предстоящие мероприятия и следите за утверждениями, затратами и конечными результатами.
- Сотрудничество
Централизуйте контент, информацию и процессы, чтобы все участники проекта — от фрилансеров до агентств, менеджеров проектов, дизайнеров и т.д. — могли легко работать вместе. Хотя системы MRM могут помочь вам централизовать цифровые активы, вы обычно используете эту функцию только для активов, связанных с проектом (а не для всей вашей библиотеки цифровых активов).
- Измерение
понять и оптимизировать рентабельность ваших маркетинговых усилий. Выделите и устраните узкие места в рабочем процессе, оцените эффективность кампании и определите области, в которых нужно сократить или переместить бюджет.
Признаки того, что вам нужна одна из систем:
DAM-система
- У вас большой объем цифровых активов
- В работе с активами задействовано много сотрудников, команд и партнеров с разными рабочими процессами
- Никто не может найти файлы, разбросанные по общим дискам, рабочим столам и облакам
- Несколько человек участвуют в проверке или утверждении визуальных ресурсов
- Ваша маркетинговая команда тратит слишком много времени на преобразование форматов файлов
- У вас есть несколько каналов сбыта и маркетинга, которым необходимы достоверные данные о продуктах
- Для использования ваших активов требуются особые инструкции (например, бренд или юридические правила)Вам необходимо защитить свой бренд и создать сильное присутствие бренда по нескольким каналам
- Вы используете медиа активы в других автоматизированных системах (таких как управление взаимоотношениями с клиентами, системы фото- и видеофиксации и т.д.).
PIM-система
- Вам нужно управлять большим количеством SKU-продуктов
- Ваш каталог продуктов сложен и часто меняется
- Вам необходимо собрать и объединить информацию о продуктах от различных поставщиков, источников и поставщиков данных
- Вам необходимо выявить и исправить противоречивые данные о товарах
- У вас есть несколько каналов сбыта и маркетинга, которым необходимы достоверные данные о продуктах
- Ваши процессы управления продуктами неэффективны и выполняются вручную
- Вы предоставляете или хотите предоставить своим клиентам и покупателям в Интернете ценную информацию о товарах
- Вы используете программное обеспечение для управления каталогом, но оно не отвечает всем вашим потребностям.
MRM-система
- Вам нужно управлять большим объемом маркетинговых кампаний и проектов
- Вам необходимо получить полное представление обо всех ваших маркетинговых усилиях
- Вы сосредоточены на затратах и повышении рентабельности ваших маркетинговых усилий
- Ваши текущие бизнес-процессы неэффективны и создают «узкие» места
- Вы сотрудничаем с удаленными маркетинговыми командами, которым нужно сотрудничать
- Вам необходимо управлять бюджетами и расходами проекта и оптимизировать их
- Вам необходимы меры предосторожности, чтобы маркетинговый контент соответствовал бренду и был гарантированно согласован.Вам нужно улучшить взаимодействие между командами и быстрее запускать кампании
Подходит ли вам система DAM, PIM или MRM?
Решение о том, нужна ли вам система DAM, PIM или MRM, зависит от уникальных целей, потребностей и приоритетов вашей организации. И это не всегда одно из трех. Некоторым организациям выгодно иметь все три решения!
Большинство поставщиков DAM предлагают интеграцию с системами PIM и MRM, чтобы вы могли синхронизировать свои активы, данные и процессы между решениями. А некоторые поставщики предлагают преимущества всех трех решений.
О Picvario
Picvario – это первое отечественное DAM-решение для поиска, хранения и управления различными медиаактивами. Система зарегистрирована в Роспатенте и включена в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД.
Благодаря открытому API-протоколу платформа может быть интегрирована с любыми ИТ-компонентами: PIM, CRM, ERP-системами, сайтами и т.д. Picvаrio поддерживает авторизацию с помощью Active Directory и технологию Open ID, а также имеет готовую интеграцию с MRM-системой Сбермаркетинга.